Мечта родителей – вырастить здорового, умного и доброго человека из своего ребенка. Задача сложная и по времени бесконечная, но азы, начало начал, закладываются в детстве.
Если у ребенка плохая память – это автоматически влечёт за собой множество проблем, и прежде всего в учебе. Память можно, а главное – нужно, развивать и тренировать. Это основной принцип дошкольной подготовки.
Сайт про школу рекомендует пройти тесты на готовность к школе и узнать что должен знать и уметь будущий первоклассник.
У совсем малыша это будет распознавательная память: младенцу достаточно один раз посмотреть на предмет, чтобы он запомнился и отпечатался в его памяти. Завтра и через неделю малыш узнает его. Тем более узнает, если предмет будет в руках людей, которые постоянно рядом с ним. Выстраивать и оттачивать логику лучше всего в игре.
Игра — наиболее эффективное средство для развития мыслительных процессов ребенка.
Игры на развитие памяти
- «Съедобное–несъедобное». Наверное, все знают игру в мяч, когда ведущий бросает мяч игроку с оговорённым условием: если он произносит название съедобного предмета – мяч надо поймать. Если предмет не съедобный – ловить мяч нельзя. Можно расширить диапазон: ловить, например, слова – имена людей, а отталкивать клички животных (ловить птиц, отталкивать — насекомых, гласные — согласные звуки, летние\зимние виды спорта). Тут вариантов много, но во всех присутствует упражнение для памяти и развитие логики.
2. Набивалочки. » Смысл игры назвать 5 слов на заданную тему (имена девочек, мальчиков, животные, города, цвета, фрукты, овощи и т.д.). Игрок набивает мяч и при каждом касании называет одно слово. Например: Я-знаю-пять-имен-мальчиков-Ваня-Петя-Саша-Коля-Женя. Если игрок сбился или потерял мяч, очередь переходит к следующему. Задания можно усложнить, набивая не 5, а 10 слов, выдумывая новые темы (10 круглых предметов, 10 названий деревьев, 10 царей и т.д.) Для маленьких детей игра трансформируется. Мяч можно не чеканить, а перекидывать игрокам по кругу. Тогда к ребенка есть время подумать, подготовиться.
3. Отлично тренируют память ребёнка картинки типа лото: так учат цвету, категории предмета, одушевлённый он или нет и т.д. Сейчас в магазинах огромный выбор лото на любые темы: животные, транспорт, сказочные персонажи, профессии, растительный мир, буквы, цифры.
4. Эффективны упражнения на логику, построенные на контрасте и противоположностях. Начинать надо с простых. Например, сказать: «Летом всегда очень холодно». Пусть ребёнок не просто найдёт ошибку, но и постарается объяснить, почему это не соответствует действительности.
5. Отличной тренировкой памяти могут стать пазлы и кубики. Начинать создавать картины надо с совсем простых. Второй раз следует предложить повторить ту же картину, но уже на скорость. Можно умышленно допустить ошибку в своей картине и попросить у ребёнка помощи. И все время надо разговаривать, вести диалог: почему так, а не иначе? Скоро собрать пазлы может стать заданием для самостоятельной работы.
6. Когда ребёнок станет достаточно взрослым, можно приступать к логическим тренировкам. Шахматы и ребусы помогут в этом, как ничто другое. Чемпион мира Михаил Таль говорил, что в шахматах не присутствует логика, а она все собой заполняет. И тому, кто её не видит, будет невероятно трудно выстроить логическую цепочку и в реальной жизни. Поэтому вместо бесполезных бродилок и стрелялок, включите ребенку онлайн шахматы для детей.
7. Память и логика у ребёнка развивается и во время упражнения «Какое слово пропущено?». Надо чётко произнести предложение, умышленно пропустив одно из главных его членов. Сначала задача не должна быть слишком сложной, а потом – наоборот: пропущенные слова могут быть прилагательными, наречиями, даже союзами. Для начала процитируйте четверостишье из любимого стихотворения, пусть малыш его закончит. Например: Родитель: — У меня зазвонил телефон. — Кто говорит? Ребенок: — Слон Можно прочитать так все стихотворение, по ролям, по строчкам.
8. «Посмотри, запомни, повтори«. Игра тренирует зрительную память. Положите на стол несколько предметов (монетка, расческа, линейка, формочка и т.д.), дайте ребенку время посмотреть на них, попросите отвернуться и уберите один или несколько предметов. Начинайте с небольшого количества вещей, затем усложняйте задачи: время для запоминания не более 10 секунд, увеличивайте количество предметов, сглаживайте контраст между ними, перемешайте их — пусть ребенок восстановит нарушенный порядок.
9. Стихи — проверенное средство для улучшения памяти, только стихи настоящие: где есть безупречная рифма, последовательность повествования, красота языка. Пушкин, Некрасов, Чуковский, Маршак — авторы, мимо которых нельзя пройти. Читайте ребёнку стихи, выделяя голосом главное или просто красивое словосочетание. На следующий раз попросите рассказать прозой о чем были стихи. И ещё раз прочитайте, останавливаясь и призывая ребёнка додумать, дорифмовать строку. А если выйдет у самого срифмовать, обязательно похвалите, поощрите его: умение выстраивать поэтическую строку, соблюдать рифму – это хорошо развитая слуховая память.
10. Пересказ. После прочтения сказки, задайте вопросы по сюжету, вспомните имена героев. Чередуйтесь: один день рассказываете сказку вы, на другой день родители уже слушают, рассказывает ребенок. Не обязательно сказку, может быть это будут обобщение впечатлений о дневной прогулке, отзыв о просмотренном мультфильме.
Спасибо за интересную и полезную статью!
Полезными будут также устные задания, можно например, использовать мышление богатого и бедного человека, это поможет развить в ребенке чувство бережливости, экономии в будущем и рассудительности.
Поэтому займитесь развитием памяти вашего ребенка уже сейчас, для того чтобы он мог успешно обучаться в школе не испытывал особых затруднений.
Спасибо. Очень хороший и полезный сайт.
Удачи и успеха вам.
Маленькие дети впитывают огромный объём информации. Если ребёнок растёт в хорошей семье, то у него достаточно всего вокруг для тренировки памяти, специально тренировать я не вижу смысла. Хотя, если ребёнку нравится этим заниматься, то почему бы и нет?