Вы уже освоили аппликатуру гамм? Мы проходили это в прошлой статье. Затем учили аккорды. Загляните сюда и узнаете, какими приемами советует проучивать аппликатуру аккордов наш педагог.
Теперь пора заняться арпеджио. Арпеджио бывают прямые и ломанные, короткие и длинные. Сегодня займемся короткими. Выучив правильные пальцы, используйте их и в ломанных. Для длинных арпеджио и септаккордов позже выделим отдельный урок.
Аппликатура коротких арпеджио
Это пальцы, которые ВСЕГДА присутствуют в аппликатуре коротких арпеджио:
в правой руке 1 2 ….. 5
в левой руке 5 ….. 2 1
А вот третий и четвертый чередуются в зависимости от тональности и обусловлены удобством положения пальцев (длинные на черных)
Аппликатура арпеджио на фортепиано имеет такую закономерность (от белых клавиш и на одних черных) : трезвучия,
Т53 |
Т 6 | Т64 | |
правая рука | 1,2,3,5 | 1,2,4,5 | 1,2,4(3),5 |
левая рука | 5,4(3),2,1 | 5,4,2.1 | 5,3,2,1 |
В выборе аппликатуры коротких арпеджио следует руководиться основными принципами. Особого внимания требует четвертый палец. Всегда теряешься: третий или четвертый. Чтобы не путаться, запомните: если терция малая в тоническом трезвучии в левой руке и квартсекстаккорде в правой руке — берется четвертый палец. Секстаккорд и в правой и в левой всегда исполняется при участием четвертого пальца.
Проведите аналогию: когда Вы переходите дорогу – смотрите налево, а потом, направо. Так и при игре аккордов – сначала внимание обращено на левую руку – именно там таится соблазн взять третий палец; потом, после отдыха на секстаккорде, переключаемся на правую руку.
Когда мы с сыном учим арпеджио, поем песенку-подсказку прямо на играемый мотив : «В левой четвертый, в двух четвертый, в правой четвертый». Помогает!
Kidside рекомендует: самая удобная схема! По ней легко определить какой палец использовать в трезвучии (левая рука) и квартсептаккорде (правая рука)
Красным выделены тональности-исключения, где четвертый палец заменяет привычный третий.
Следующие уроки в нашей домашней музыкальной школе посвятим аппликатуре и методике освоения длинных арпеджио.
А самыми разными. Одни направлены на формирование правильных рук, их, разумеется, чаще используют в начале обучения; другие оттачивают технику – укрепляют пальцы, развивают беглость; третьи сосредоточены на укреплении теоретических знаний – те же арпеджио, о которых расскажу ниже. Все упражнения для фортепиано так или иначе связаны между собой. Ведь любое обучение – это комплекс.
Ответить
Спасибо огромное за такую полезную статью !!! Невероятно облегчает процесс запоминания !!! СПАСИБО !!!
Ответить